02-10-2018 17:39

Кто открыл Северо-Западный проход?

Северо-Западный проход – морской путь, пролегающий в Северном Ледовитом океане. Он проходит через Канадский арктический архипелаг и тянется вдоль берегов Северной Америки в ее северных районах. При помощи него осуществляется сообщение двух океанов – Тихого и Атлантического.

Нужно различать Северо-Западный проход и Северный морской путь. Второй из них является самым коротким из всех, соединяющих Дальний Восток и РФ в ее европейской части. Законодательство нашей страны определяет его как общенациональную транспортную коммуникацию РФ в Арктике, сложившуюся исторически.

Кто открыл Северо-Западный проход?

Институт Патриса Лумумбы: описание, факультеты, условия поступления, отзывыВам будет интересно:Институт Патриса Лумумбы: описание, факультеты, условия поступления, отзывы

Поиски пути, позволявшего пройти морем из Европы в Азию сквозь Арктический архипелаг, который располагается к северу от части Канады, находящейся на материке, начались давно, еще в конце XV века. При этом было совершено множество неудачных попыток.

Миланский доспех: фото и описаниеВам будет интересно:Миланский доспех: фото и описание

Многие из них связаны с немалыми человеческими жертвами и катастрофами. Наконец в 1903-1906 гг. он был успешно пройден. Сделал это Руаль Амундсен, норвежский исследователь.

Как это было?

С небольшой командой, состоявшей из шести человек, Амундсен 16 июня 1903 г. отправился в путь. Он вышел из Кристиании (Норвегия, современный Осло) на судне под названием «Йоа». Оно было переоборудовано из рыболовецкого и имело водоизмещение 47 тонн. Судно прошло к западному берегу Гренландии, а после этого через море Баффина направилось к острову Кинг-Вильям. На нем команда прожила около двух лет, проводя научные эксперименты. Была предпринята санная экспедиция по неисследованным северным районам, протяженность которой равна примерно 1300 км.

Наконец судно «Йоа» 13 августа 1905 г., отбыв с острова Кинг-Вильям, отправилось в западном направлении. Следующая остановка на зиму – это Кинг-Пойнт, расположенный на северо-западе Канады, на северном берегу территории Юкон. В третий раз перезимовав в Арктике, Амундсен с командой возобновил путь 2 июля 1906 г.

Понятие об угловой скорости: вращение Земли вокруг своей оси и вокруг СолнцаВам будет интересно:Понятие об угловой скорости: вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

31 августа экспедиция добралась до Аляски, до города Нома. Они стали первыми из мореплавателей, которые успешно преодолели Северо-Западный проход.

Поиск оптимального пути

В июне 1940 года из порта Ванкувер в Канаде, который находится на берегу Тихого океана, отбыла в плавание небольшая моторная шхуна под названием «Сент-Рок». Она имела водоизмещение 328 т и была спроектирована специально для плавания в северных морях.

Этой экспедицией, состоявшей из восьми человек, руководил Генри Ларсен, полицейский из Канады, норвежец по происхождению. Перед войной он получил звание инспектора, и его назначили организатором арктических отрядов.

«Сент-Рок» шел вдоль берегов Аляски по привычному маршруту, по которому ходили в северных водах рыбаки и охотники за пушниной. Миновав Берингов пролив, судно вошло в море Бофорта. Пройдя залив Амундсена, смельчаки подошли к острову Виктория. Первую зимовку экспедиция устроила в заливе Уолкер, на северо-западном побережье.

Продолжение экспедиции Ларсена

Пытаясь отыскать оптимальный маршрут по Северо-Западному проходу, экспедиция в 1941 году сделала попытку обогнуть с севера остров Виктория и пройти через пролив, который отделяет его от острова Банкс. Путешественники предполагали, что воды в проливе Принца Уэльского будут несколько свободнее, чем в проливе Долфина, но это было ошибочным.

Пролив Принца Уэльского забили тяжелые льды. Из-за сложной ледовой обстановки моряки были вынуждены вернуться. После этого шхуна направилась вдоль материка на восток. Когда был пройден залив Коронейшн, судно находилось в проливе Виктория.

Несмотря на сложнейшие навигационные условия, когда лед уже начал сковывать воду, «Сент-Рок» подошел к полуострову Бутия. Далее Ларсен пошел на север и укрылся в заливе Палси в начале сентября. Здесь была проведена вторая зимовка, во время которой наблюдались более суровые условия, чем в предыдущую.

Термометр показывал минус 57 градусов Цельсия, когда погиб один член экипажа. На следующий год в связи с суровой зимой только в июне воды избавились ото льда, и экспедиция двинулась вперед.

Успех путешествия

После прохождения между островом Сомерсет и полуостровом Бутия судно через пролив Ланкастер достигло моря Баффина. По большому счету можно было констатировать, что экспедиция явилась удачной. В октябре 1942 г. «Сент-Рок» бросил свой якорь в Галифаксе. Это было завершением путешествия, длившегося 842 дня. Успеха удалось добиться за счет того, что правильными были выбор судна, снаряжения и подготовка экипажа.

Следует сделать оговорку: руководителем экспедиции ее результаты были оценены весьма сдержанно. Он назвал ее разведкой, целью которой была прокладка продолжения другого Северного морского пути. В условиях Второй мировой войны данный маршрут был очень значимым. Как говорил Ларсен, его экспедиция стала доказательством возможности преодоления Северо-Западного прохода в пределах одной навигации, однако делать это можно не в любой год.

Дальнейшее освоение прохода

По результатам экспедиции Ларсена было трудно оценить, до какой степени на этом маршруте можно использовать суда, имеющие большую осадку. Лишь в 1954 году через проход было отправлено первое коммерческое судно. По мере того как глобальное потепление способствовало таянию льдов, рос интерес к проходу. Так, было предпринято несколько его попыток:

  • 1969 – прошел тяжелый супертанкер мощностью 43 000 л. с. и водоизмещением 115 000 т., имеющий ледовое подкрепление. На тот момент это был самый большой гражданский корабль США, который сопровождали два ледокола.
  • 1985 – ледокол, приписанный к береговой охране США, преодолел часть прохода от воздушной базы США в Гренландии (Туле) до порта своей приписки в Сиэтле.
  • 1999 – ведомый буксиром тяжелый сухогруз РФ проследовал на Багамы.

Открывшиеся перспективы

Как заявило Европейское космическое агентство в сентябре 2007 г., за тридцать лет проводившихся со спутников наблюдений область морского льда в арктических водах сократилась до минимального уровня. Вследствие этого судоходство по Северо-Западному проходу сделалось возможным.

После этого Канадское правительство объявило, что проход входит в состав территориальных вод Канады. Заявление было неоднозначно принято международным сообществом, что может негативно повлиять на будущее международное судоходство.

Сравнение двух путей

Сегодня, по мере освоения, Северо-Западный проход освоен намного меньше, чем Северный морской путь. Среди причин такого положения можно назвать следующие:

  • В арктическом районе Канады проживает гораздо меньше людей, чем в российской Арктике.
  • У Канады отсутствуют ледоколы, которые могут проводить корабли по Северо-Западному морскому проходу, в отличие от России.
  • Слабое развитие инфраструктуры вдоль прохода. Например, в такие поселки, как Резольют и Кеймбридж можно попасть лишь воздушным путем, в то время как в РФ Мурманск сообщается с Санкт-Петербургом по железной дороге.
  • В канадской Арктике ледовые изменения в интересах судоходства не отслеживаются.
  • Нет четкого определения маршрута следования кораблей.
  • Климатические сложности: Северо-Западный проход покрыт льдами гораздо больше, несмотря на то что оба пути расположены приблизительно на одинаковых широтах.
  • На Северном морском пути существует порт Мурманск, который является незамерзающим.
  • Перспективы

    В августе 2008 г. Peter Faber, кабельное судно из Дании, преодолело проход без затруднений. Он является более глубоким, чем Панамский канал, и поэтому может быть доступным для более крупных судов. В наши дни по проходу плавают с ледовым подкреплением несколько круизных лайнеров. В сентябре 2008 г. на грузовом судне MV Camilla Desgagnes из Монераля в четыре населенных пункта в западном Нунавуте были доставлены грузы.

    Кроме коммерческого судоходства перспективы прохода связывают с открытием новых месторождений. На Баффиновой Земле организована добыча железной руды, предназначенной для экспорта в Европу. Кроме того, в заливе Коронации строят порт для нужд горнодобывающей промышленности.

    Разработан проект, предусматривающий транспортировку сжиженного газа и нефти с северной Аляски на перерабатывающие заводы и рынки США на восточном побережье через Северо-Западный проход. Длина его от Нью-Йорка до Токио – 14 тыс. км, а путь, пролегающий через Панамский канал, – 18,2 тыс. км.