27-09-2018 12:12

Подводная лодка "Тула": факты, история, фото

Подводная лодка «Тула» (проект 667БДРМ) - атомный ракетный крейсер, в терминологии НАТО получивший название Delta-IV. Она относится к проекту «Дельфин» и является представителем второго поколения подлодок. Несмотря на то что выпуск лодок начался еще в 1975 году, они несут службу и готовы составить конкуренцию более современным подлодкам и по сей день.

Проект «Дельфин»

Советский проект «Дельфин», частью которого является ракетный подводный крейсер «Тула», был начат в 1975 году. В дальнейшем разработки «Дельфина» были использованы для создания самой большой подводной лодки в мире – проекта «Акула».

Пополняем словарный запас: лукавство — это...Вам будет интересно:Пополняем словарный запас: лукавство — это...

Все лодки проекта «Дельфин» имеют увеличенную, по сравнению с предшественницами, высоту ограждения ракетных шахт и удлиненный носовой и кормовой корпус. Подводный пуск ракет на лодках этого типа может осуществляться на глубине до 55 метров.

Военное назначение

Атомная подводная лодка «Тула», как и другие крейсера ее типа, регулярно участвует в походах и учениях. Как правило, учебные запуски ракет происходят в Баренцевом море. Цель поражения расположена на специальном полигоне на Камчатке.

Мирное применение

Подводная лодка «Тула» может служить и для мирных целей. В 1998 и 2006 годах с бортов лодок, относящихся к классу 667БДРМ, были запущены околоземные спутники Земли. Первый пуск стал первым в мире случаем запуска спутника из подводного положения. В настоящий момент ведутся работы по созданию морской ракеты-носителя с увеличенной допустимой массой нагрузки.

Представители

Подводная лодка «Тула», получившая тактический номер К-114, далеко не единственный представитель класса 667БДРМ. Вместе с ней были выпущены лодки «Верхотурье», «Екатеринбург», «Подмосковье» (переоборудованная в носитель малых подлодок), «Брянск», «Карелия» и «Новомосковск».

Строительство подлодки

Подводная лодка «Тула» была построена в 1987 году. Она стала четвертой лодкой, созданной по проекту 667БДРМ, который реализовывался с 1984 по 1992 год.

Проект был разработан конструкторским бюро «Рубин» под руководством генерального конструктора С. Н. Ковалева. При разработке проекта были применены новейшие технологии в области систем управления и обнаружения и вооружения. Широкое применения получили технологии снижения гидроакустических шумов, были применены новые изолирующие и звукопоглощающие материалы и устройства.

В конце февраля 1984 года была заложена будущая «Тула», а уже через год произошло ее зачисление в список кораблей военно-морского флота России.

Спуск корабля на воду и пробный запуск ракет был произведен в 1987 году. Тогда же был подписан акт о приеме корабля, произошло первое торжественное поднятие флага.

Появление названия

Свое наименование крейсер получил лишь в августе 1995 года, до этого имея лишь кодовое обозначение. Произошло это после подписания договора о шефстве администрации г. Тулы над крейсером.

Экипаж и командование «Тулы»

5 ноября 1987 года объявлен днем рождения подлодки – именно тогда в торжественной обстановке был поднят флаг ВМФ. Первым капитаном «Тулы» стал капитан 2 ранга (позднее – контр-адмирал) В. А. Хандобин. Командиром второго экипажа стал вице-адмирал О. А. Трегубов.

Данный класс подлодок изначально комплектовался двумя экипажами. Делалось это для того, чтобы экипажи могли сменять друг друга во время прохождения переподготовки и отпусков. На сегодняшний день командиром подлодки является капитан 1 ранга А. А. Храмов.

Первая модернизация

В 2000 году «Тула» прибыла в Северодвинск, на завод «Звездочка», для прохождения ремонта и переоборудования. Ремонт был завершен к 2006 году. Изменение подводной лодки «Тула» на фото практически незаметно: первая модернизация в основном коснулась внутреннего технического оснащения. Были изменены системы обнаружения и ядерной безопасности. Подлодка также была оснащена комплексом для пуска баллистических ракет «Синева».

Вторая модернизация

В 2014 году лодка снова вернулась на «Звездочку», чтобы пройти плановый ремонт и продлить сроки службы. В этот раз на ремонт потребовалось всего три года. Не обошлось без скандала: в декабре 2017 года пресс-секретарь завода сообщил, что ремонт лодки будет задержан из-за недостатка финансирования и поставки бракованного оборудования, но проблемы удалось решить, и крейсер был вовремя отправлен к месту своей службы.

Роль подлодки в современном флоте

По информации на 2018 год, лодки проекта 667БДРМ представляют собой основную морскую ядерную силу России. Несмотря на то что они несут свою службу с середины 70-х годов, рано списывать лодки в музей или утиль. Они постоянно переоборудуются и модернизируются на заводе в Северодвинске, регулярно перевооружаются и проходят ремонт. Все лодки этого класса входят в состав 31-й дивизии Северного флота и дислоцируются в бухте Ягельная.

В 2012 году директором завода «Звездочка» было объявлено о планах о техническом восстановлении подлодок типа «Тула» и продлении срока их службы еще на 10 лет. Вскоре все они были оснащены боевым ракетным комплексом «Синева». Благодаря этому служба лодок была продлена до 2025-2030 года.

Несмотря на полную боеспособность и современное техническое оснащение, эти подлодки постепенно вытесняются более современными класса «Борей».

Награды

В ноябре 2008 года Президент РФ Д. А. Медведев наградил Орденом Мужества командира "Тулы" Степана Кельбаса. Награда была вручена после успешной учебной стрельбы на максимальную дальность из подводного положения.

Капитан Сергей Заболотный, командующий ракетной боевой частью "Тулы", стал кавалером ордена "За военные заслуги"

Несколько командиров подводного кресера "Тула" имеют медали Ушакова за различные достижения в службе.