27-09-2018 11:42

Фолиант – это... Значение и этимология слова

Фолиант – это что такое? Как правило, это слово вызывает у нас ассоциации с древними временами, с именем первопечатника Иоганна Гутенберга, с толстыми, пожелтевшими томами с массивными застежками и богатыми украшениями. И эти ассоциации близки к истине. Но вот если понадобится дать конкретный ответ на вопрос о том, что это – фолиант, справится далеко не каждый.

Что сказано в словаре?

По поводу значения «фолианта» там сказано, что у него их два, хотя и довольно близких друг к другу.

  • Первое из них – это типографский термин, который на сегодняшний день является устаревшим и обозначает книжное издание, имеющее формат в пол-листа.
  • Второе значение разговорное, наблюдается в случае, когда говорят о любой толстой книге, имеющей крупный формат.

Происхождение слова

Плотность ортофосфорной кислоты и ее другие физические и химические свойстваВам будет интересно:Плотность ортофосфорной кислоты и ее другие физические и химические свойства

Этимология изучаемого слова восходит к латинскому языку. Там оно пишется folium и означает одновременно и лист книги, и лист растения. Позже этот термин перешел в немецкий язык и принял вид foliant в значении «лист». То есть изначально слово обозначало не книгу, а лист, а затем стало относиться к листу особого формата. Из немецкого оно перешло в русский язык.

Особый формат

Что же такое фолиант форматом в пол-листа? Чтобы понять это, рассмотрим «поближе» сам типографский лист. Он представляет собой бумажный носитель, площадь которого 1 кв. метр.

Он довольно просто поддается мысленному представлению, ведь он точь-в-точь вписывается в формат современной газеты, если ее взять в развернутом виде. Такой формат проходит под кодовым названием «А0», что подразумевает размеры в миллиметрах – 841 х 1189.

Отсюда нетрудно вывести размер фолианта, равняющийся одной второй от параметров стандартного типографского листа. Страница фолианта и современный лист А3 (29 х 40 см) примерно соответствую друг другу. Первая из них обозначается двумя способами: «fo» и «2°». Таким образом, в одном типографском листе помещаются четыре страницы указанного формата – по две на каждой из его сторон.

Произведенный нами нехитрый подсчет позволяет установить связь между значением слова «фолиант» и размером старинных книг.

Почему большой размер?

Как видим, фолиант – это книга большого размера, что является следствием технологии его создания. Чтобы «сработать» книгу, сначала печатали две страницы на одном из стандартных типографских листов – с одной, а затем и с другой стороны. После чего листы складывались друг с другом. Затем определенное количество напечатанных и сложенных листков сшивали и переплетали.

Но большой размер фолиантов объясняется еще и другим обстоятельством. И обстоятельство это весьма серьезное, а именно – большая конкуренция с рукописными книгами. Дело в том, что на заре книгопечатания последние были уже привычными, а потому и более близкими сердцу средневекового читателя.

Поэтому печатные книги и старались делать как можно более похожими на рукотворные. А они имели довольно-таки внушительные размеры – как в длину и ширину, так и в толщину. Объяснялось это тем, что, во-первых, убористым почерком отличались не все переписчики, а, во-вторых, увесистый том не так легко похитить, как маленькую книжку. А, по свидетельствам современникам, книги тогда являлись очень ценным предметом.

Первый фолиант

Изучая вопрос о том, что это – фолиант, представляется уместным сказать об одном из самых известных в мире – «Библии Гутенберга». Ее второе название – «42-строчная Библия». Выпустил ее Иоганн Гутенберг, немецкий первопечатник, в 1-й половине 1450 годов.

Она представляла собой печатный вариант Вульгаты, то есть Общепринятой Библии, которая являлась переводом Священного Писания на латинский язык. Согласно традиции, создание данного фолианта рассматривается в качестве начала европейского книгопечатания.

Однако по факту эта книга отнюдь не первая из инкунабул – изданий, напечатанных до 1501 года. Но ее особенность в том, что среди прочих первых фолиантов ее выделяет отличное качество оформления.

Далее поговорим о фолианте, который фигурирует в одном из стихотворений Марины Цветаевой.

Бог, не суди!

В центре стихотворения Цветаевой «В гибельном фолианте…» – обобщенный образ женщины, которая рассматривается как наследница прародительницы Евы. В его концепции явно прослеживаются представления христианства о том, что женская природа изначально является греховной. В начале стихотворения поэтесса отталкивается от них, но в конце делает противоположные выводы, споря с тезисами церковной доктрины.

«В гибельном фолианте» – это и название стихотворения, и начало его первой строки. Под этим подразумевается цикл элегий, которые были написаны Публием Овидием Назоном, древнеримским поэтом, в I веке. В данном произведении он описывает способы соблазнения женщин и мужчин, различные уловки и приемы, используемые в отношениях между полами. Как считают исследователи, эта книга под названием «Искусство любви», или «Наука любви», явилась причиной изгнания поэта в город Томис, находившийся на берегу Понта Эвксинского (Черного моря).

Упоминая в своем стихотворении это произведение, Цветаева хочет довести мысль о том, что источником чувственных наслаждений для женщины являются не вымышленные переживания, прочитанные ею в древнем фолианте, а живая человеческая природа. Кульминационным моментом стихотворения является призыв к Богу: не судить слишком строго дочерей Евы, так как он никогда не сможет понять, каково это – быть женщиной на земле.



Источник