25-09-2018 14:33

Что включить в анализ урока по ФГОС в начальной школе

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС осуществляется по строгому алгоритму. Он предназначен для оценки педагогом уровня сформированности универсальных умений и навыков, подбора (при необходимости) способов их коррекции.

Современные реалии

Как проводится анализ урока по ФГОС в начальной школе? В настоящее время российская школа претерпевает существенные преобразования. Вместо парадигмы умений-знаний-навыков введен ФГОС НОО. В основе новых стандартов находится системно-деятельностный подход к развитию УУД.

Что такое цель высказывания в русском языке?Вам будет интересно:Что такое цель высказывания в русском языке?

Структура и самоанализ уроков по ФГОС существенно отличаются от тех концепций, которые применялись в советское время.

Специфика урока в начальной школе

Именно эта ступень обучения является самым ценным, принципиально новым этапом в жизни ребенка. Происходит расширение сферы его взаимоотношений с окружающим миром, меняется социальный статус, возрастает стремление к самовыражению и самореализации. Для того чтобы создать для детей оптимальные условия, способствовать формированию в подрастающем поколении желания к самообучению, важно продумывать все детали учебного занятия.

Элементы анализа

Сначала указывается тема занятия, его место в общем планировании. Затем преподаватель выделяет воспитательную, образовательную, развивающую цели учебного занятия.

Далее в виде таблицы прописывается структура урока по ФГОС НОО, выделяются действия учителя и учеников.

По требованиям стандартов в анализе отмечаются предполагаемые результаты урока, указываются те навыки, которыми должны овладеть ученики.

В анализ урока по ФГОС в начальной школе педагог включает и рефлексию, позволяющую ему оценивать результативность своей работы.

Обязательные компоненты

Что включает анализ урока по ФГОС в начальной школе? Ведущими аспектами анализа являются:

  • дидактическая задача;
  • методы обучения;
  • форма обучения;
  • целесообразность применения УМК;
  • результативность.

В анализ урока по ФГОС в начальной школе учитель включает определенные критерии:

  • оценка реализации главных принципов обучения с позиции соблюдения наглядности, доступности, научности;
  • проверка оптимальности подбора программно-методических требований;
  • оценка полноты проектирования задач и цели урока;
  • целесообразность подбора методов и приемов работы

Пример анализа

Какова типология уроков в начальной школе? ФГОС содержит вариант схемы, на котором следует остановиться подробнее.

Указываются дата урока, его цель, предмет, тема. Отдельное внимание отводится организации урока, его типу, структуре, дозировке отдельных этапов, целесообразному распределению времени на занятии. ФГОС НОО предполагает построение материала урока в полном соответствии с возрастными особенностями детей.

Предмет «Окружающий мир».

Цель урока: способствование расширению, систематизации знаний учеников начальной школы о главных жизненных формах растений, совершенствование экологических знаний школьников; развитие навыков работы со схемами, справочными материалами.

Планируемые УУД:

  • Предметные: умение различать виды, формы кустарников, растений, осознавать их значимость в жизни человека.
  • Формирование позитивного отношения к образовательному процессу.
  • Оценка собственной учебной работы, своих достижений.
  • Совершенствование чувства ответственности за сохранение природного равновесия.
  • Формирование навыков поиска научной информации.

Для проведения урока необходимо следующее оборудование: компьютер, картинный план, раздаточный материал, иллюстрации, творческие работы школьников.

Тип данного урока: обобщения и повторения знаний школьников.

Форма занятия: урок-путешествие.

Выделяют следующие этапы урока:

  • организационный момент;
  • аутотренинг;
  • введение в тематику урока;
  • постановка цели урока;
  • обобщение знаний школьников;
  • физминутка;
  • подведение итогов;
  • рефлексия.

Среди видов контроля, используемых на уроках: фронтальный, индивидуальный, устный.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративные (описание, рассказ, беседа, упражнение, схемы, анализ);
  • репродуктивные (действия по алгоритму);
  • проблемные (пояснение материала на основе наглядности);
  • контроль (самоконтроль, взаимный контроль).

Формы работы на уроке: групповые, фронтальные, дифференцированный подход.

Для работы с одаренными детьми учитель предлагает задания повышенной сложности, использует прием опережающего развития.

Для работы со слабыми учениками в урок включаются разноуровневые задания. Применение информационно-коммуникативных технологий, принципа наглядности, дидактического материала, здоровьесберегающих технологий, соблюдение основных требований санитарно-гигиенических норм – все это необходимо для полноценного современного урока.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в рамках современного урока, выделим гимнастику для глаз, проведение физминуток.

Композиция урока состоит в логичности подачи материала, выводах и обобщениях, плавных переходах от одного этапа к другому, подведении итога урока.

Заключение

Анализ урока является важным элементом в работе современного учителя. Новые федеральные стандарты предъявляют серьезные требования к структуре урока, его составным частям. Помимо темы, целей, задач педагог включает в анализ основное содержание занятия, те методы и приемы, которыми он будет пользоваться для реализации намеченного плана. Среди тех элементов, которые должны присутствовать в анализе, особое место занимает самоанализ.