01-10-2019 18:41

С чего на самом деле начинается интернет-магазин

С чего на самом деле начинается интернет-магазин

Интернет-магазин – это просто. Такой стереотип нередко господствует среди предпринимателей, начинающих работать в области e-commerce. Сам по себе данный подход проблемы не представляет – пугает объем ошибок, в том числе судьбоносных для бизнеса, которые он вызывает.

Особенность интернет-торговли – очень высокая цена лояльности покупателей. Обычному – офлайновому – магазину часто удается привлечь постоянных покупателей удачным расположением, удобным графиком работы или наличием вкусных булочек в ассортименте. При этом «косяк» многими будет прощаться все из-за того же удобства и булочек.

Data Governance: зачем вам стратегия управления данными?Вам будет интересно:Data Governance: зачем вам стратегия управления данными?

Интернет-магазины этих преимуществ не имеют. Свежесть булочек здесь крайне редко играет определяющую роль, ведь расположены все торговые точки в одном месте – браузере пользователя, работают круглосуточно, поэтому любая ошибка может стать фатальной: не вставая со стула, потребитель отправится в другой магазин, в котором еще и сэкономит свои 20 шекелей за счет доставки.

К нам достаточно часто обращаются предприниматели с просьбой «реанимировать» системы электронной коммерции, в буквальном смысле собранные с бору по сосенке. В подавляющем большинстве лечение таких проектов возможно только самым болезненным способом – ампутацией. Соглашаются на нее, естественно, немногие пациенты. При этом проверка, которую мы проводим через несколько месяцев, в большинстве случаев демонстрирует смерть проекта. Давайте разбираться в причинах.

img

Увы, самая распространенная ошибка – одновременно и самая глупая. Огромное количество проектов оказываются нежизнеспособными по той причине, что начинают их создавать с разработки интерфейса сайта магазина. Решение это сколь наивно, столь и трагично. Даже тем, кто никогда не строил собственный дом, известно: начинать нужно с фундамента, постепенно переходя на стены, крышу, коммуникации и т. п. Отделка интерьера и выбор штор на окна – завершающий штрих, и иначе быть просто не может.

Так вот, интернет-магазин – тот же дом, который требует сначала фундамента и стен, а уже затем – красивых обоев. Роль последних в нашей конструкции выполняет интерфейс, с которого половина незадачливых е-коммерсантов почему-то начинает свой проект. И только потом к картинке пытаются прикрутить все остальное. В подавляющем большинстве случаев – безуспешно.

Иными словами, начинать создание интернет-магазина стоит не с поисков веб-студии для разработки интерфейса, а с создания платформы, которая позволит делать главное – работать. Бизнес-процессы в интернет-магазине не отличаются от офлайновых: точно так же надо управлять закупками или производством (если вы намерены продавать собственную продукцию), заниматься ценообразованием, управлять товарной матрицей, взаимоотношениями с клиентами, персоналом. Прежде чем начинать торговлю в Сети, следует решить проблему приема платежей, доставки, организации кол-центра и службы поддержки.

Конечно, рисование интерфейса и выбор оригинального шрифта гораздо интереснее, чем эти скучные задачи. И тут дает о себе знать стереотип № 2. Он гласит: для скучных задач существуют многочисленные облачные решения: модные, часто бесплатные, они гарантируют нам избавление от всех проблем. На худой конец существуют Microsoft Excel или Google Tabs.

Спешу разочаровать оптимистов. Интегрировать внеплатформенные облачные сервис постановки задач и CRM чаще всего возможно лишь с использованием многочисленных «костылей», которые магазину просто не дадут развиваться. Нас уже просили скрестить Trello и amoCRM, которые у одного проекта, вполне ожидаемо, не взаимодействуют. Заплатив за подписку на эти популярные сервисы (просто потому, что друзья порекомендовали), команда проекта занята ручным переносом данных из одной системы в другую. А предложение готовой системы e-commerce было отвергнуто со словами: «Мы уже потратили все деньги на оплату этих сервисов». Начнет ли работу данный проект? Только если его основателям очень сильно повезет.

Поэтому начинать проект в области электронной коммерции нужно, повторяю, не с разработки интерфейса, а с организации бизнес-процессов, которые определяют работу любого магазина – от бакалейной лавки до гипермаркета. Учитывая, что многие проекты e-commerce сегодня относятся к категории низкобюджетных (а без начального бюджета в этой области делать вообще нечего), самое оптимальное решение – воспользоваться готовой платформой. Она позволит не только получить все требуемое, но и развивать проект, по мере необходимости просто добавляя функциональные блоки. Таких платформ много, рынок разнообразен, и найти решение, соответствующее и возможностям, и потребностям, не так уж сложно. При этом наиболее доступными будут платформы с открытым исходным кодом – по той простой причине, что не придется тратиться на покупку лицензий.

Итак, порядок действий при создании интернет-магазина можно сформулировать следующим образом:

1. Создание платформы для управления электронной торговлей (разумнее будет оформить подписку на готовое решение).

2. Обеспечение всех ключевых бизнес-процессов будущей компании, включая закупки, склад, CRM и управление программами лояльности. Ведь вы же намерены выпускать фирменные клубные карты?

3. Проверка работоспособности системы.

4. Подключение сторонних сервисов: таких, как служба доставки и платежи.

А что же сайт интернет-магазина и пресловутый интерфейс с рюшами? Дойдет дело и до них, но только в самом конце, когда работоспособный бизнес на эффективной платформе будет уже создан. И, конечно, цвета и шрифты можно будет подобрать в меру своих представлений о прекрасном.

Журнал: Журнал IT-Expert, Подписка на журналы

Поделиться: