17-11-2018 13:53

Успокоитель цепи - что это такое и как используется?

В статье мы расскажем максимально подробно про успокоитель цепи на автомобилях ВАЗ классической серии. Эти автомобили оснащены не ремнем, а именно цепью. Кажется, что она надежна и не может порваться. Но это заблуждение, при определенных условиях и металл разрывается словно резина. Если у автомобиля типа ВАЗ-2107 начинают доноситься из-под капота удары, то это явный признак того, что вышел из строя успокоитель. И если не устранить эту поломку своевременно, двигатель может выйти из строя полностью. И придется выполнять его капитальный ремонт.

Для чего нужен успокоитель цепи?

БМД-2 (боевая машина десанта): описание, технические характеристики, вооружениеВам будет интересно:БМД-2 (боевая машина десанта): описание, технические характеристики, вооружение

На ВАЗ-2106 при помощи успокоителя осуществляется гашение рывков и колебаний цепи привода механизма ГРМ. Они возникают обычно при запуске двигателя. Если произойдет увеличение амплитуды колебания цепи, то она может сорваться с шестеренок на коленчатом и распределительных валах. И обрыв может случиться в любой момент.

Да, цепь рвется, и происходит это тогда, когда коленчатый вал вращается с максимальной частотой. Причем обрыв происходит почти мгновенно. Вы при этом не сможете отреагировать оперативно на ситуацию и остановить двигатель. Следствие – сильные повреждения элементов двигателя. Гнутся и выпускные, и впускные клапаны.

Мои гости "ВКонтакте": как узнать, кто заходил?Вам будет интересно:Мои гости "ВКонтакте": как узнать, кто заходил?

Схема цепи ГРМ

Следом разрушаются цилиндры, а это значит, что восстановлению двигатель уже не подлежит. Проще приобрести новый мотор. Именно поэтому можно сделать вывод, что успокоитель цепи на ВАЗ-2107 – это крайне важный элемент, который влияет на состояние всего двигателя в целом.

Как устроен успокоитель?

Это простая пластина, изготовленная из высококачественной стали с содержанием углерода. На ней имеется два отверстия для крепления. Второй элемент системы – это башмак гидравлической конструкции. Он находится непосредственно под крышкой головки блока. Та часть башмака, которая соприкасается с цепью, покрывается прочными полимерными составами.

успокоитель цепи нива

Для того чтобы получить доступ к успокоителю, нужно выполнить ряд действий:

  • Снять крышку ГРМ.
  • Ослабить ролик натяжения цепи.
  • В противном случае снять с двигателя успокоитель не выйдет.

    Как работает успокоитель?

    Когда происходит запуск двигатель, начинают от стартера вращаться коленчатый и распределительный валы. В идеале все механизмы должны работать максимально синхронно, но выходит сделать это не всегда. На обоих валах установлены специальной конструкции звездочки, на них ставится цепь. Она изнашивается и провисает, а еще иногда можно наблюдать и вовсе странное явления – обламывание зубцов. При этом провисание только увеличивается.

    В итоге распределительный вал при запуске начнет вращаться после того, как коленчатый сделает треть оборота. Происходит рассинхронизация, цепь провисает еще больше и может соскочить со звездочек. Для того чтобы не произошла рассинхронизация, устанавливается система успокоения. Это башмак и успокоитель. Башмак соединяется с маслопроводом, у которого на штуцере стоит датчик давления. Если провисание цепи достигает критического значения, то при помощи датчика фиксируется падение давления масла.

    успокоители цепи

    При этом в маслопровод нагнетается дополнительная порция масла, которая выталкивает башмак. Он выдвигается и начинает надавливать на цепь привода ГРМ. Это не позволяет ей соскочить со звездочек на распределительном и коленчатом валах. Но проблема в том, что давит башмак сильно и резко, цепь при этом колеблется. Причем колебания наблюдаются не под башмаком, а с обратной стороны. Именно для гашения этих колебаний установлен успокоитель цепи. На "Ниве" используется устройство такой же конструкции, как и на ВАЗе классической серии.

    Это всего лишь пластина из металла, которая имеет высокую прочность. В конструкции нет подвижных элементов, но без успокоителя цепь и зубья звездочек изнашиваются очень быстро.

    Признаки поломок успокоителя

    Признаки, которые говорят о поломке, следующие:

  • Громкие удары и скрежет, которые раздаются из-под крышки головки блока. Особенно громкие они сразу же после того, как происходит запуск двигателя. Чем больше провисание цепи, тем сильнее звук.
  • Наблюдаются провалы мощности при работе мотора. Особенно отчетливо их можно заметить при запуске остывшего двигателя. Успокоитель износился и не в силах своевременно погасить колебания. Итог – нарушение синхронности работы цилиндров. Реакция мотора на нажатие педали газа неадекватная.
  • Почему выходит из строя успокоитель?

    успокоитель цепи ваз 2107

    Кажется, что ломаться нечему – кусок углеродистого металла высокого качества. Но ведь ломается, а причины такие:

  • Ослабление креплений. Постоянное изменение нагрузки на успокоитель вследствие этого. При непрерывных ударах затяжка болтов постепенно ослабевает, успокоитель сильнее разбалтывается и крепежи ломаются.
  • Усталость материала, из которого изготавливается элемент. При ударах могут появляться микротрещины, которые невооруженным взглядом и вовсе не видны. Некоторое время не происходит практически ничего. Но при следующем сильном ударе трещина увеличивается и происходит поломка успокоителя.
  • Как осуществляется замена?

    Для того чтобы выполнить самостоятельно замену элемента, вам нужно приобрести и подготовить такие элементы:

  • Новый успокоитель для автомобиля вашей марки (стоимость около 500 руб.).
  • Кусок стальной проволоки: длина - 20 см, диаметр - 1,5 мм.
  • Рожковые ключи.
  • Торцовые ключи и вороток, трещотка.
  • Отвертки плоские.
  • успокоитель цепи ваз

    Вам нужно выполнить такие манипуляции при ремонте:

  • Снимите фильтр очистки воздуха. Ключом на «12» выкрутите 5 болтов, которыми он крепится.
  • Головкой на «13» выкрутите болты, которыми крепится крышка ГБЦ и снимите ее.
  • Ослабьте крепление башмака ключом на «13».
  • Плоской отверткой теперь нужно отжать в сторону башмак.
  • Удерживаете отверткой в таком состоянии башмак и затягиваете гайку колпачка.
  • Сделайте из проволоки крючок, которым будете удерживать успокоитель. В противном случае он провалится внутрь мотора.
  • Выкрутите все болты, которыми крепится успокоитель.
  • Прокрутите распределительный вал примерно на 1/3 оборота по ходу движения часовой стрелки.
  • Далее необходимо извлечь успокоитель при помощи проволоки. Новый устанавливается на место старого, и осуществляется сборка в обратном порядке.