25-09-2018 13:48

Ребенок и школа: готовность детей к школе, отношения с учителями и сверстниками, особенности обучения

Способность учиться качественно, быстро – главный навык, который формируется с детства. Он необходим человеку, чтобы достичь в будущем успеха в жизни. Для приобретения этого навыка у ребенка должен присутствовать интерес к учебе, желание узнавать новое. Главная задача школы – привить ребенку интерес к обучению. Несмотря на многочисленные нововведения, процесс обучения в большинстве школ остается нудным и затянутым. А это формирует негативное отношение к образованию у детей с первых классов. Как сделать так, чтобы получать новую информацию хотел ребенок, и школа не казалась для него адом?

Что такое школа

Искусствоведение - дистанционное обучение. Вузы с факультетом "Искусствоведение и культурология"Вам будет интересно:Искусствоведение - дистанционное обучение. Вузы с факультетом "Искусствоведение и культурология"

Мир постоянно меняется. Чтобы вовремя реагировать на эти изменения и правильно воспринимать их, человек должен развиваться. Для этого нужно иметь необходимый багаж знаний, который первоначально дает школа, фундамент, необходимый человеку для построения будущей жизни.

Что значит пассивно? Это как?Вам будет интересно:Что значит пассивно? Это как?

Школьные годы – это часть нашей жизни, в которой мы не только приобретаем необходимые знания, но и учимся выстраивать отношения, слушать и понимать друг друга, отвечать за свои действия и слова. В школе мы приобретаем навыки, которые во взрослой жизни помогают нам двигаться уверенно.

Ребенок и школа неразрывно связаны на протяжении многих лет. Именно в школьных стенах происходит процесс взросления – детство сменяется юностью. Но прежде всего школа дает нам багаж знаний, необходимый для самостоятельного существования в будущем.

Первоклассник

Ребенок, который отправляется в первый класс, испытывает настоящий стресс, даже если он до этого посещал садик и знает, как вести себя в коллективе и на уроках. Дело в том, что в садах все занятия длятся не более 20 минут и проводятся в форме игры. А в школе уроки имеют продолжительность 35 минут, и требуют они от детей интеллектуальной работы. Первые дни ребенка в школе трудны еще и потому, что его окружают новые люди и приходится выстраивать отношения со сверстниками. Если первоклассник не посещал детский сад, то ему еще трудней социализироваться в школе.

Формулы радиуса шара через его объем и площадь поверхности. Объем планеты ЗемляВам будет интересно:Формулы радиуса шара через его объем и площадь поверхности. Объем планеты Земля

Первоклассникам нужно помогать влиться в учебный процесс. Делать это должны как учителя, так и родители. Это переломный этап в жизни ребенка. Если он не сможет адаптироваться к школе, у него начнутся проблемы в отношениях с одноклассниками, учителями и, как следствие, - плохая успеваемость. Но главное, у него возникнет отвращение к школе, от которого тяжело будет избавиться.

Учебный процесс

Занятия детей в школе в первом классе длятся 35 минут. Перемены большие (20-25 минут). Первоклассники учатся в первую смену. В день у них по 4-5 уроков. Первый месяц маленькие школьники привыкают к новому учебному процессу. Этот период называется «введение в школьную жизнь». Детей знакомят со школой, они привыкают сидеть на уроках и слушать материал. Занятия в этот период имеют игровой, творческий, ознакомительный характер. Домашнее задание не задают. Оценки не ставят. Знания детей оценивают понятным для них способом: учителя ставят плюсы, вопросы и минусы, смайлики или грустные рожицы, солнышки или тучки. Нередко учителя дают возможность детям начальной школы самостоятельно оценить свои знания.

Со второго месяца в первом классе начинается полноценный учебный процесс. Количество уроков в день не превышает пяти. Среди них - чтение, письмо, математика, пение, физкультура, рисование, ритмика. А на дом начинают задавать первые задания.

Как определить готовность к школе

Перед тем как оформить ребенка в образовательное учреждение, родителям следует учесть ряд факторов:

  • Адаптивные способности: как хорошо ребенок ладит с окружающими, как чувствует себя в незнакомой обстановке и коллективе.
  • Темперамент ребенка. Гиперактивным детям тяжелее влиться в школьную жизнь, потому что она требует строгой дисциплины.
  • Наличие интеллектуальных навыков: знание алфавита, цифр, умение писать буквы, читать слоги.
  • Степень социализации. Насколько общителен ребенок и как он идет на контакт с другими.
  • Самооценку и самовосприятие ребенка.
  • Умеет ли он отстаивать свои интересы и как это делает.
  • Методы решения квадратных уравнений. Формула Виета для квадратного уравненияВам будет интересно:Методы решения квадратных уравнений. Формула Виета для квадратного уравнения

    Учитывая все эти пункты, можно оценить, готов ли к учебному процессу ребенок. В школе 1 класс достаточно тяжелый не только для шестилеток, но и часто для детей семилетнего возраста. Если ребенок не готов, школьные стены могут его «сломать». Чтобы этого не произошло, нужно отдавать детей в школу вовремя и помогать им адаптироваться к новой жизни.

    Адаптация

    По статистике, около 20% первоклассников имеют психические нарушения, носящие пограничный характер. К концу первого класса таких детей становится 60%. Психическое здоровье школьников ухудшается из-за стресса, связанного с учебным процессом. Часто сложности возникают из-за больших нагрузок и дополнительных внешкольных занятий.

    Ребенок и школа всегда остаются самой обсуждаемой темой для родителей и учеников. Школа необходима для детей, но часто вместо положительных моментов она приносит неприятные последствия в жизнь ребенка.

    Помочь ребенку адаптироваться и избежать стресса помогут некоторые советы:

  • Следует заранее приучить ребенка к раннему подъему. Лучше, если он будет просыпаться и сразу делать зарядку. Так малыш привыкнет вставать по утрам без капризов, а утренние физические нагрузки укрепят его нервную систему.
  • Развивать в ребенке ответственность и дисциплину. Нужно приучить его собираться в школу с вечера, чтобы утром ничего не забыть. При этом все сборы он должен производить сам, родители лишь могут ему помочь.
  • Давать ребенку в школу бутерброды или печенье, чтобы он мог перекусить на переменах. Не все дети любят еду в столовой и часто остаются голодными. А еще у ребенка всегда должна быть с собой вода. Обезвоживание уменьшает мыслительные процессы.
  • Приучить ребенка завтракать. Хороший завтрак – один из факторов успеваемости.
  • Следить за сном ребенка. В возрасте 6-10 лет дети должны спать не менее 10 часов в сутки. Если ребенок не высыпается, это приводит к снижению успеваемости и частым неврозам.
  • Помогать ребенку, но не делать все вместо него. Особенно это касается домашних заданий. В противном случае первоклассник не научится самостоятельности и будет постоянно нуждаться в чьей-то помощи.
  • Самые распространенные школьные проблемы

    Когда у первоклассников возникают сложности, виноваты в этом все – школа, дети, учитель, родители. Самыми распространенными причинами, по которым не хочет учиться ребенок, являются:

  • Внутренние страхи школьника (перед учителем, коллективом). Бывает, что ребенок никак не может привыкнуть к новой обстановке, у него не получается подружиться с ребятами, а еще он боится плохих оценок, поэтому не желает идти в школу. Виновниками последнего пункта часто выступают родители - становятся чересчур строгими к первокласснику.
  • Издевательства и насмешки со стороны сверстников.
  • Неприязнь педагога к ребенку.
  • Психологи отмечают, что с такими проблемами чаще сталкиваются дети с низкой самооценкой, у которых повышена тревожность. Сюда же попадают школьники, которые воспитываются в проблемных семьях.

    Факторы успешности

    Важно, чтобы на начальном этапе полюбил процесс обучения ребенок. И школа должна этому способствовать: учебный материал должен преподноситься правильно, доступно и в интересной для ученика форме. Психологи выделяют 3 фактора, способствующие успеваемости ребенка в начальной школе:

  • Хороший первый учитель. Авторитет педагога – важный момент в процессе обучения.
  • Личные воспоминания родителей. Папа и мама обязаны помочь ребенку, рассказав, как интересно и весело проходили их школьные годы. Можно показать школьнику свои старые тетрадки, чтобы «подогреть» его интерес к учебе. Отводя ребенка в школу, попросите его поделиться с вами интересными событиями, которые произойдут этим днем.
  • Налаживание отношений с одноклассниками. У ребенка должны быть друзья среди ровесников в школе. Это один из факторов успешной учебы.
  • Домашние задания

    Первые дни ребенка в школе носят ознакомительный характер. Но уже со второго месяца могут появиться домашние задания. Задача родителей - научить ребенка ответственности и привить умение самостоятельно выполнять уроки. Для этого необходимо сформировать правильный стереотип, который будет связан с домашним заданием. Психологи делятся советами, как лучше делать уроки:

  • Для ребенка интереснее, когда все происходит ритмично. После школы нужно обеспечить 1 час покоя, а потом можно приступать к урокам.
  • Составить с ребенком план выполнения уроков.
  • Установить время на домашнее задание. Оно не должно быть растянутым. Для первоклассника норма – 40 минут.
  • Обеспечить ребенку смену видов деятельности для успешного и быстрого выполнения уроков.
  • Школьные персонажи

    Химические цепочки превращений: примеры и способы решенияВам будет интересно:Химические цепочки превращений: примеры и способы решения

    Ребенок 7 лет в школе может с трудом ориентироваться в коллективе. А ведь это – основное условия его комфортного самочувствия. Если ребенок никак не может запомнить имена учителей и ровесников, можно прибегнуть к маленьким хитростям. Дома с ним следует провести домашний тренинг: вырезать фигурку, написать имя педагогов, на других – имена ровесников. Так ребенок быстрее сможет выучить имена ребят и учителей. Лучше, если фигурки будут разных цветов.

    Если ребенок ненавидит школу

    Как бы банально это ни звучало, но у хорошего учителя хорошие и ученики. Почему к одному педагогу хочется идти на урок, а другого даже встречать нет желания? Дети начальной школы особенно нуждаются в хорошем учителе. Хороший – это не добрый и мягкий по характеру. Им нужен профессиональный педагог, который может увлечь их, интересно организовать учебный процесс, найти индивидуальный подход, если это необходимо.

    В России до сих пор процесс обучения остается негибким. Чтобы ребенок слушал материал и выполнял домашние задание, его часто запугивают и переводят в разряд двоечников. Конечно, при таком подходе у школьника падает самооценка. Если учитель не верит в его способности, то и он сам сомневается, что когда-то сможет научиться читать или считать. Часто ребенок зацикливается только на получении хороших оценок.

    Еще одна причина, по которой ребенок ненавидит школу – плохие отношения с одноклассниками. Здесь ему необходима помощь со стороны и родителей, и педагога.

    Если ребенка унижают

    Это может проявляться как со стороны сверстников, так и учителей. Если унижения одноклассников можно пережить, то неуважительное отношение со стороны педагога ранит особенно больно.

    Учителя рассказывают, что должен ребенок в школе делать, чтобы успешно учиться. Если школьник этого не понимает, плохо себя ведет, нередко педагог начинает «воспитывать» его в неприличной форме. Учителя часто отчитывают «плохого» ребенка перед классом, говорят о его несовершенной учебе, позволяют отрицательно отозваться о нем и его семье. Все это расценивается как неуважение ребенка и его унижение. Каким бы двоечником и хулиганом ни был школьник, учитель не должен переходить границы дозволенного. Пока преподаватели не научатся этого делать, обучение детей в школе будет проблематичным, а в учебной системе будет продолжаться кризис.

    Травля

    В современной обработке это звучит как буллинг. Человека начинают обижать, задирать, игнорировать, смеяться над ним, красть его вещи. В школе буллинг особенно распространен. Главная цель травли – унизить человека, причинив ему физические и моральные страдания.

    Вот как распознать школьную травлю:

  • Ребенок часто возвращается домой с синяками и царапинами.
  • У него часто пропадают вещи.
  • Школьник пытается найти повод, чтобы не идти в школу.
  • Ребенок сам себе наносит повреждения.
  • Пытается убежать из дома.
  • Как поступить родителям? Вот несколько рекомендаций:

  • Выслушайте ребенка и успокойте его.
  • Объясните ему, что он не виноват ни в чем.
  • Расскажите, что ошибается каждый, и это не значит, что за проступок нужно расплачиваться всю жизнь.
  • Постарайтесь вместе с ребенком решить проблему: понять логику ровесников, смысл их поступков. Нужно объяснить ребенку, как следует вести себя в конкретной ситуации и с определенными людьми.
  • Воспитательная деятельность

    Кроме того, что учебное заведение дает детям необходимые знания, у него есть и другие важные обязанности. Работа школы с детьми заключается в следующем.

  • Посещение семей школьников для оценки условий их проживания и воспитания, для выявления социально-опасного положения ребенка.
  • Организация психологического и педагогического просвещения родителей через классные собрания.
  • Просвещение школьников в правовых вопросах.
  • Профилактические беседы по безопасному поведению детей.
  • Организация встреч школьников с представителями правоохранительных органов.